?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наброски к второй статье диссертации

Анализ проблем управления сетевыми организациями; обоснование возможности использования методов и моделей управления сетевыми организациями при управлении в вертикально – интегрированной корпорации; исследование специфики управления проектами в таких организациях;

При исследовании второй задачи хочу обратить особое внимание на следующие моменты создания иерархически - сетевой полиструктурной системы:

1.    Анализ существующих структур управления (сетевые, иерархические, квазирыночные);
2.    Современные инструменты управления системами.
3.    Проблемы коммуникации и координации;
4.    Стратегия создания сетей;
5.    Миссия, цель и задачи организации;
6.    Механизмы управления в иерархически - сетевой полиструктурной системе;
7.    Выводы.

Современный творческий подход к бизнесу призывает видеть в каждой проблеме новую возможность. На повестке дня сегодня стоит вопрос обоснования использования методов и моделей управления сетевыми организациями и одновременно, их взаимодействием с вертикально – интегрированной корпорацией. Совместить две несовместимые вещи и получить синергию, эта задача ближайшего будущего всех современных и успешных организаций. Создание иерархически - сетевой полиструктурной системы с использованием современных инструментов управления проектами позволит организации совершить качественно новый скачек в своем развитии, выведет ее на новые рынки, позволит произвести скорейшую модернизацию, усилить свои позиции по отношению к конкурентам.

Анализ существующих структур управления (сетевые, иерархические, квазирыночные)

Термин «Сеть» или «Сетевая структура» получает распространение в научной литературе начиная с середины XX века, само понятие «сеть» восходит к глубокой древности. Причем, в культуре фигурировало как широкое, так и узкое истолкование понятия «сеть». Однако представляется, что понимание сети как децентрализованной системы ближе к первичному, буквальному значению этого слова, воплощенному, например, в рыболовной сети.
Имея перед глазами образ рыболовной сети, мы можем уже выделить некоторые важные характеристики сетевой структуры как научного междисциплинарного понятия:
1.    Сеть не имеет единого центра (она децентрализована): среди ячеек невода или трала невозможно найти центрального звена.
2.    Сеть представляет собой связную структуру. Порванная сеть, ячейки которой более не связаны нитями или канатами, уже не годиться для ловли рыбы.
3.    Сеть характеризуется автомодельными (фрактальными) свойствами. Это означает, что часть сети также является сетью. Частью рыболовной снасти все еще можно поймать рыбу, пусть более мелкого размера. Иначе говоря, сеть представляет собой многоуровневую структуру: она состоит из более малых частей и в свою очередь может быть частью еще более крупной сети.

Когда мы говорим о сетевой структуре, мы понимаем что речь идет о сетевом (децентрализованном, координационном, кооперативном) способе организации систем, при котором, в системе нет единого центра активности (лидера, доминанта), а ее функционирование определяется сложным взаимодействием между многими частичными лидерами. Особенности этого взаимодействия мы исследуем в сравнении с другими типами (рис.1), которые мы обозначаем как, следуя принятой в литературе классификации (Powell, 1990; Meulemann, 2008, Kahler, 2009a) как:
•  иерархический (вертикальный, субординационный), основанный на едином центре активности.
•  (квази)рыночный* (конкурентно-контрактный, индивидуалистический), в котором взаимодействие элементов носит в основном лишь характер конкуренции.  

РИС.1

* Приставка «квази-» возникает, когда мы применяем эту классификацию к биосистемам или тем фазам в развитии человеческого общества, когда рынка как такового нет, но аналогичные конкурентные отношения реализуются.

Современные инструменты управления системами
Прежде чем описывать современные инструменты управления проектами, нам следует определить необходимость применения информационных систем, поэтому рассмотрим их возможное положение в процессе управления проектами. Любой процесс можно формализовать в виде связанного набора функций и их окружения: участники процесса, используемые инструменты, входная, выходная информация и т.д. Процесс той или иной деятельности, как правило, зависит не только от существующего законодательства, но и от сложившийся практики и знаний руководителя. При описании функции необходимо определить инструменты, которые требуются для ее выполнения, в частности это может быть следующий набор: электронная почта, телефон, канцелярские принадлежности, экспертные системы и т.д. Естественно, для выполнения любой функции требуется минимальный набор инструментов и тут важно обратить внимание, что инструменты играют не главную, а обеспечивающую роль. Выбор того или иного набора инструментов для функции оказывает влияние на качество и сроки ее выполнения. Информационная система в в существующей среде управления проектами - это инструмент, который позволяет автоматизировать процесс управления посредством современных решений в сфере компьютерных технологий.
Также необходимо подчеркнуть важность быстроты коммуникации в информационных системах для для функционирования большинства вариантов сетевых структур. В современных социальных их успешная работа обеспечивается быстрыми каналами коммуникации на основе сетей другой природы - технической (World Wide Web и др.) что позволяет в отсутствие фиксированного бюрократического центра координировать процессы, происходящие в различных частях сети. Компьютерные сети имеют практически мгновенный действующий канал, он имеется и во многих нейронных сетях (распространение импульсов). Телефон, электронная почта и Интернет обеспечивают координацию работы звеньев социальных сетей. Эта возможность молниеносного обмена и эффективной координации усилий членов создает предпосылки для крупных сетей в социуме. 
В рамках процесса коммуникации отправитель отвечает за ясность и полноту информации и за обеспечение ее понимания получателем. Получатель в свою очередь отвечает за правильное получение всей информации и правильное понимание. Коммуникации могут принимать различные формы, например:
•  Письменное и устное, слушать и говорить;
•  Внутреннее (в пределах проекта) и внешнее (с заказчиком, СМИ, общественностью);
•  Официальное (отчеты, брифинги) и неофициальное (записки, спонтанные беседы);
•  Вертикальное (вниз и вверх по иерархии организационной структуры) и горизонтальное (на оджном уровне - сетевое).

Рассматривать применение информационной системы для управления проектом необходимо, как инструмент, который позволяет повысить эффективность работы трудовых ресурсов, задействованных в управлении, только за счет автоматизвции (создание автоматизированного управления функций по заранее определенным правилам). Применение информационной системы должно базироваться на апробированной методологии управления, иначе произойдет автоматизация безпорядка. При анализе модели управления проектами применительно к созданию иерархически - сетевой полиструктурной системы рассматриваются в первую очередь, методы управления проектами и возможности их усовершенствования в существующем окружении, во вторых определяется место и роль информационных систем для повышения эффективности и достижения поставленных целей.

Примером может служить программа Spider Project, которая предназначена для компьютерного моделирования проектов. Ее применение дает в руки руководителю проекта необходимые инструменты для планирования и прогнозирования параметров проекта, ведения учета исполнения, принятия обоснованных управленческих решений.

Из Российских можно отметить - Мегаплан. Мегаплан представляет линейку универсальных программных решений, которые позволяют управлять задачами и поручениями, следить за их выполнением, хранить базу данных сотрудников компании, вести историю клиентов и т.п

* По материалам Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства  - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению информационной системы управления проектами для комплексного освоения территорий



Миссия, цель и задачи организации


Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
•         «Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»
•         «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).[источник не указан 1149 дней]
•         «Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).{Лекция по Основам Менеджмента ВШБ}
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. В качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую Коносуке Мацусита определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния[1].
Миссия промышленного предприятия должна состоять в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы сделать людей богатыми.
— Коносуке Мацусита
Обычно миссия формулируется в двух вариантах.[источник не указан 1149 дней] Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.
Большинство формулировок миссий содержат правильные слова вроде «люди — наш важнейший актив», «мы будем лучшими в своем деле», «наша цель — превзойти ожидания», «наша цель — обеспечить акционерам доходы выше средних». «Ленивый» способ сформулировать миссию — просто соединить все это в любом порядке.
— Филип Котлер "Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер"
Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
1.       цель функционирования организации,
2.       область деятельности организации,
3.       философия организации,
4.       методы достижения поставленных целей,
5.       методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.
(Википедия).

Констатация миссии.
Констатация миссии облекает в конкретную форму корпоративное видение и взгляд лидеров на направление деятельности, намерение и стержневые компетенции организации. Для корпоративных лидеров она является жизненно важным элементом мотивирования сотрудников, поскольку позволяет им ощутить приоритет фирмы. Пример миссии: «Миссия компании Chrysler - удовлетворять покупателя. Мы достигаем этого с помощью совершенства инженерных решений, инновационных продуктов, высшего качества и передовых услуг. И мы работаем как команда».
Видение - это краткая, лаконичная и вдохновляющая констатация того, чем организация хочет стать и чего достичь в обозримом будущем, часто выраженная в конкурентных терминах. Видение описывает широкие, активные и направленные в будущее намерения. Это - образ, который компания должна поставить выше своих целей еще до того, как приступить к их достижению. Он описывает желаемый будущий результат, не указывая, как он будет достигнут. Пример видения: «Стать лидирующей в мире компанией в области производства автомобилей и сопутствующих товаров и услуг». Ford. 

Стратегическое устремление - это корпоративное видение того, чего фирма хочет достичь, в отдаленном будущем. Оно должно фокусироваться не на сегодняшних проблемах, а на завтрашних возможностях. Оно должно быть довольно дерзким, задавать направление, создавать атмосферу новых открытий и возможностей, чтобы зажечь подчиненных.
Для стратегического устремления важны логика, уникальность и атмосфера открытий, которые позволяют сотрудникам реализовать его максимально успешно. Люди должны его понимать, верить в в него и действовать в соответствии с ним. Стратегия должна быть дерзкой, а не удобной. Формулировка стратегического намерения должна помочь организации и ее сотрудникам разделить общее намерение выжить и процветать, а также заглянуть в будущее. Пример стратегического устремления - мечта компании Coca - cola поместить бутылочки «Коки» на расстояние вытянутой руки от каждого потребителя в мире.

(Вадим Котельников, Стратегическое управление).

Проблемы коммуникации и координации

Коммуникация - обмен информацией между индивидами и(или) группами - предполагает «свободный выбор действий в ответ на сигнал». Индивид, получивший сигнал - в словесной форме в человеческом обществе - волен в принципе не реагировать на него или «отреагировать не сразу, а вболее подходящий момент». Индивид, воспринявший сигнал, может по-разному ответить на него, сообразуясь со своим состоянием, а в случае человека и высших животных, со своим более или менее осознанным выбором (Фридман, 2007, с.33). Управляющее воздействие не оставляет выбора тому, на кого оно направлено. Оно описывается схемой стимул - > жестко запрограммированный ответ. Среди управляющих воздействий выделяется подтип, который может быть рассмотрен как переходный вариант между ними и коммуникацией. Речь идет об управляющих воздействиях с обратной связью. В этом случае элемент осуществляющий управляющее воздействие, так или иначе получает от объекта этого воздействия информацию об его результате. В зависимости от полученной информации, управляющее воздействие может быть модифицировано или вовсе прекращено.

Управляющие воздействия и коммуникация в иерархиях. Централизованный характер иерархической структуры обуславливает преобладание управляющих воздействий между ее элементами. Характерный пример представляет армия, где «приказ есть приказ». Коммуникация все же осуществляется даже в жесткой иерархической структуре следующими путями:
•  она в определенной мере происходит между равными по рангу, причем индивидуумы на верху иерархии ограничивают такую горизонтальную коммуникацию, справедливо видя в ней начало формирования не подконтрольной им сетевой структуры.
•  она направлена снизу вверх как запросы подчиненных о распоряжениях начальников в той или иной ситуации, о которой нижестоящие информируют вышестоящих. Тем самым такая коммуникация выступает в роли обратной связи в ходе управляющего воздействия. Однако за вышестоящим остается право принятия решения, за которым и следует управляющее воздействие на подчиненных.

Управляющее воздействие и коммуникация в сетях. Если армия представляет собой модельный пример иерархии, то дискуссионный клуб может считаться модельным примером сети, в типичной ситуации характеризующейся преобладанием коммуникации над управляющими воздействиями. Управляющие воздействия в сетевых структурах приобретают более существенную роль, если сети начинают превращаться в иерархии и например их модераторы вместо содействия достижению консенсуса между членами сети начинают тонко манипулировать ими, протаскивая угодное им решение, а далее закрепляют свое господство формальными средствами. Наконец, среди сетевых структур выделяется специфический подвариант, в котором несмотря на децентрализацию лидерства и кооперативное взаимодействие элементов, жесткие управляющие воздействия превалируют над коммуникацией. Речь идет о матриксных структурах.
Координация - взаимное согласование поведения особей в (био) социальной системе от бактериальной колонии до стаи рыб, группы зеленых мартышек или организации в человеческом социуме - есть необходимое условие для ее выживания и успешной адаптации к меняющимся условиям.
* Основной текст из книги А.В. Олескина - "Сетевые структуры в биосистемах и человеческом обществе".

Стратегия создания и развития сетей, матрикс

Система не равна сумме своих элементов - указывал в свое время А.А. Богданов (1921) в своих работах по «всеобщей организационной науке тектологии», корректируя менее точную античную мысль,что целое больше суммы своих частей. Целая система больше суммы своих частей, только если она организована (дезорганизованная система меньше суммы частей), подчеркивал Богданов. Матрикс в русскоязычной литературе представляет собой один из переводов английского (исходно греческого) слова matrix. Другим переводом, получившем более широкое распространение в культуре, является слово «матрица». В более широком метафорическом значении роль «матрикса» выполняют связывающие индивидов лояльные отношения, конвенции, а в человеческих коллективах также разного рода идейные «скрепы» - от религиозных убеждений до политических взглядов и научных парадигм. Существуя в структурах любого типа, матрикс имеет особое значение для регулирования кооперативных взаимодействий внутри лишенных единого управляющего центра сетевых структур. В человеческом социуме матрикс содержит неявное знание, которое часто не имеется ни у какого из членов сети по отдельности. Вариант сетевых структур, функционирующих на базе жестких управляющих воздействий, а не коммуникации, можно обозначить как матриксные структуры. В матриксных структурах нет элемента доминанта, но сам матрикс выступает как безликая доминирующая сила.
Матриксная структура является сетью - она не имеет единого центра, а элементы структуры кооперируют между собой. Визуально матриксная структура часто выглядит как сеть. Однако матриксная структура функционирует на базе жестких управленческих воздействий, а не коммуникации. В матриксной структуре нет элемента - доминанта, но сам матрикс выступает как безликая доминирующая сила, навязывающая свою волю элементам, не оставляя им выбора.
Структуры разных типов -  сетевые, иерархические, квазирыночные - обладают способностью к взаимопереходам и порождению друг друга. Одним из типовых сценариев является иерархизация сетевых структур, реализуемая различными путями. Вот пример двух сценариев объединения малых сетевых структур в структуры второго или более высокого порядка:
•  временные объединения нескольких сетевых структур вокруг проблемы, которая в каждой из них рассматривается как подпроблема (соответственно, есть компетентный творческий лидер). Лидеры по внешним связям инициируют переговоры, в которые далее вовлекаются творческие лидеры по данной проблеме. Так возникает временный творческий союз на базе договора, существенно не ограничивающего автономию отдельных сетевых структур.
•  «хирама в хираме». Прочно спаянная сеть второго порядка, в которой каждый из лидеров соответствует хираме. Так, каждую из подпроблем протоколирует и координирует коллективный хирамический лидер, в составе которого есть свои творческие лидеры (по более узким подпроблемам), свой психологический лидер, свой внешний лидер и т.д.
На основе подобных сетевых структур можно создать консолидированные группы интересов, группы влияния.
Но далеко не вечны и иерархические структуры, и нередко реализуется противоположный сценарий «сетевизации иерархий». Распад иерархий с формированием сетей наблюдался в перестроечном СССР и способствовал его ликвидации.
Учитывая преимущества сетевых структур в ряде ситуаций, уместно поставить теоретический и в тоже время практический вопрос, как можно добиться длительного сохранения сетевых структур? Логически возможные варианты включают:
•  изоляцию сети от окружающей социальной среды
•  парадоксальный вариант если нет возможности изоляции сетевой структуры от иерархий, то сохранение и достаточно успешное развитие сети возможно при тесном контакте иерархическими структурами. Этот контакт должен носить характер не антагонизма, а взаимовыгодного симбиоза двух организационно различных структур, что позволит рационально распределить функции между ними. Таким образом, предпосылкой тандема «иерархия - сеть» является укрупнение сетей с приданием им большого социального/политического веса и влияния.

Механизмы управления проектами в иерархически - сетевой полиструктурной системе

Управление проектом - управленческая деятельность, направленная на достижение целей проекта с требуемым качеством, в рамках бюджета, в установленные сроки при существующих ограничениях и неопределенности. Управление проектом предполагает создание временной динамичной организационной структуры для выполнения работ жизненного цикла проекта, привлечение необходимых ресурсов и технологий, а также применение управленческих знаний, опыта и специализированных методов и инструментов.
Матрикс, что это??

Матриксная структура является сетью - она не имеет единого центра, а элементы структуры кооперируют между собой. Визуально матриксная структура часто выглядит как сеть. Однако матриксная структура функционирует на базе жестких управляющих воздействий, а не коммуникации. В матриксной структуре нет элемента - доминанта, но сам матрикс выступает как безликая доминирующая сила, навязывающая свою волю элементам, не оставляя им выбора.

        В отличие от сетей, иерархия стремится синхронизировать активность системы, подстроить ее под темп водителя ритма (пейсмейкера) - монопольного лидера.

        В некоторых системах полиструктурность (сочетание структур разных типов) выступает очень рельефно. матричные структуры предприятий подразумевают взаимопроникновение 1) линейной, т.е. иерархической структуры, возглавляемой боссом предприятия и ведающей сбытом, генеральным планированием и т.д. и 2) горизонтально сетевой структуры, в которой сосуществуют частичные лидеры проектов или тем, взаимодействующие как в хираме, с общим пулом работников. Наконец, матричное предприятие выступает как агент в рамках рыночных структур  капиталистического общества.

Выводы

ДОПИСАТЬ!!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ДОПИСАТЬ!!