?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"В долгосрочной перспективе повышение уровня жизни возможно только за счет технологических инноваций", - говорится в Докладе о конкурентоспособности России в 2011 году, подготовленном Евразийским институтом конкурентоспособности. В исследовании поясняется, что для того чтобы сохранить свои конкурентные преимущества компании в странах, которые достигли инновационной стадии развития, должны разрабатывать и внедрять передовую продукцию и передовые производственные процессы. Для осуществления инновационной деятельности необходима благоприятная среда, поддерживаемая как государством, так и частным сектором. В частности это подразумевает достаточное инвестирование в исследования и разработки, особенно со стороны частного сектора; наличие научно-исследовательских институтов высокого качества; интенсивное сотрудничество в области исследований между университетами и промышленностью; защиту интеллектуальной собственности.
Если говорить об инвестиционном климате в регионах России, то мы видим не однородную позицию, а ряд разнонаправленных векторов действий руководства того или иного региона. Интересен опыт Григория Дваса - вице-губернатора Ленинградской области. Григорий Двас говорит о том, что инженерно-подготовленные площадки - это товар, который живет по законам рынка и зависит от спроса и предложения. Анализ показывает, что потребность в таких территориях на территории всей России составляет 400-450 Га ежегодно. Необходимо удовлетворить этот спрос, пока он находится на приемлемом уровне. В бюджете Ленинградской области для развития этих территорий в 2011 г. заложена рекордная сумма - 360 млн. руб. Технопарки необходимо классифицировать и выделить три основных типа.
Первый тип напоминает бизнес-инкубатор. Это помещение, где будут располагаться офисы и где можно будет поместить минимальное количество производственного оборудования. При этом предприниматель, арендующий помещение, может воспользоваться аутсорсинговыми услугами, такими как ведение бухгалтерии или уборка помещений.
Вторая группа представляет собой технопарки с инженерно подготовленными площадками, на которых могут быть построены производственные здания, и уже они по частям, либо полностью могут сдаваться в аренду с возможностью выкупа. Такие технопарки ориентированы на предприятия с потребностями в производственных площадях 1000 - 2000 кв.м.
И, наконец, третий тип технопарка предназначен для крупного инвестора, которому нужны производственные площади размером от 5000 до 10000 кв.м. Для них в технопарке должны быть подготовлены участки с необходимой инфраструктурой.
Проследим, как обстоят дела с инвестиционной политикой регионов, которые по оценке Министерства регионального развития находятся на верхних строчках инвестиционно - привлекательных регионов России.

Тюменская область
По словам Вадима Михайловича Шумкова - директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области - Тюменская область давно зарекомендовала себя как нефтяной гигант. Однако регион имеет огромный потенциал для развития и других отраслей экономики - машиностроения, пищевой промышленности, лесопромышленного комплекса, стройиндустрии. Сегодня во всем мире популярны технопарки, бизнес - инкубаторы, промышленные парки, которые эксперты называют точками экономического роста. В Тюменской области существует и технопарк, и бизнес-инкубатор, созданный в соответствии с федеральным законодательством. Эти и другие звенья инфраструктуры развития бизнеса, безусловно, нужны. Но, во-первых, создание такой инфраструктуры - лишь часть большого пути. Нельзя организовать их просто как комплекс офисных помещений, предоставленных на льготных условиях. Важна система отбора резидентов в эти объекты. Каждый участник должен представлять инвестиционный проект, который он в этих стенах будет реализовывать, а задача бизнес-инкубатора или технопарка - оказать ему максимальное содействие, включая имущественную поддержку и квалифицированную консультацию в поиске и привлечении инвестора, а затем и в сопровождении инвестора, а затем и в сопровождении проекта. Во-вторых, и бизнес - инкубаторы, и технопарки, если брать их инновационную составляющую, - это часть инфраструктуры, направленной на формирование предложения. А любой рынок состоит из двух балансирующих категорий - спроса и предложения. В настоящий период роль государства является определяющей именно в создании грамотного структурированного платежеспособного спроса на инновации вообще, включая продукт тех же бизнес - инкубаторов и технопарков. Это возможно путем внесения в N 94 ФЗ четкого определения приоритетности инновационного продукта в любой государственной и муниципальной закупке. Должно быть исчерпывающее понятие, что такое инновационный продукт, сформулированы его отличительные критерии, а Минэкономразвития должно ежегодно определять и актуализировать перечень такой инновационной продукции для государственных и муниципальных закупок. Тогда вместо асфальта, положенного по технологиям середины прошлого века, начнут стелить современный и надежный, а трубы для ЖКХ будут производить не из стали, покрытой коррозией уже до начала использования, а из высокопрочных полимеров с большим сроком эксплуатации. В итоге выигрывает тот, кто способен такую продукцию производить, и все мы как потребители.

Свердловская область
Свердловская область намерена к 2020г. превратиться в регион высоких технологий. Именно такую тенденцию в экономике собирается развивать и поддерживать правительство региона. Эксперты уверены, что задача будет по плечу, так как у региона есть и необходимый потенциал в виде развитой инновационной инфраструктуры, и квалифицированные кадры. Кроме того здесь наблюдается большой приток инвестиций. Согласно отчетам областного правительства, экономика Свердловской области вышла на докризисный уровень. Два года подряд темпы роста промышленного производства в регионе в два раза превышали средние общероссийские показатели: в 2010 году рост составил 16%, а за первые шесть месяцев 2011г. - 8,3%. Антикризисные меры в Свердловской области в основном связаны с формированием новой рыночной экономики - более защищенной от колебаний рынка. Губернатор региона Александр Мишарин неоднократно заявлял, что главная цель - сформировать запас прочности, "чтобы экономику не трясло". Летом 2011г. была принята комплексная программа развития промышленности Свердловской области, рассчитанная на 2012 - 2015 гг. Ее реализация оценивается в 39,2 млрд.руб. Для того, чтобы создать зоны опережающего развития, нужны современные формы взаимодействия предприятий. В правительстве региона заявляют, что добиться такого эффекта можно лишь кластерно развивая промышленность на Урале. В интервью местному изданию "Деловой квартал" в сентябре 2011г. Александр Мишарин заявил, что предпосылки для такого развития сегодня есть - это высокая концентрация производства, наличие производственных ядер, развитая кооперация, ресурсы, научно-технологическая база и так далее. Он выделил несколько основных кластерных проектов: биомедицинский, химический, трубный и др. По его словам, он усиляет конкурентные преимущества уральских заводов. Кроме того, правительство будет продолжать развивать технопарки и индустриальные зоны. "Эти две модели будут действовать одновременно. Способствовать созданию в регионе "умной экономики" будет и недавно принятый региональный закон "О технопарках", разработанный по инициативе губернатора и правительства области. Новый документ открывает широкие перспективы для предприятий инновационной инфраструктуры в регионе. По словам Александра Петрова, министра промышленности и науки Свердловской области, закон дает четкое определение понятию "технопарк", придает официальный статус уже существующим в области научно-производственным объединениям, что открывает им возможности всесторонне использовать меры господдержки.

Новосибирская область
Новосибирская область является "жемчужиной" Сибирского федерального округа. Регион имеет хорошо диверсифированную экономику, ориентированную на сектор услуг, развитую промышленность, а также огромный научный потенциал. В прошлом году Новосибирская область получила 110 млрд. рублей инвестиций, что является сравнительно высоким показателем для российских регионов. Среди других субъектов РФ область занимает 16 место по инвестиционному потенциалу и 61 место по инвестиционным рискам. При этом больше всего инвесторов "подстерегают" криминальные риски, а меньше всего - финансовые. Наибольший потенциал связан с инвестициями в инновационную отрасль. Эксперты говорят о том, что развитие экономики и промышленности Новосибирской области во многом определяется ее уникальным географическим положением, очень выгодным для потенциальных инвесторов. Регион создает европейскую и азиатскую части России, а также по его территории проходят речной, железнодорожный, автомобильный и воздушные пути в Казахстан, с которым его связывает общая граница. Грузовыми и пассажирскими "воротами" в Новосибирскую область являются международный аэропорт "Толмачево", вокзал "Новосибирск-главный", Новосибирский речной порт и автовокзал регионального значения. В отличие от многих соседних регионов России, Новосибирская область имеет очень небольшие запасы полезных ископаемых. Поэтому перспективы развития она связывает с научными разработками, промышленным производством и торговлей. Ставку на развитие науки подкрепляет тот факт, что именно в Новосибирске расположено Сибирское отделение Российской Академии наук и Академгородок, состоящий из институтов и научных лабораторий. Сегодня во всем мире популярны техно-парки, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, которые эксперты называют точками экономического роста. Важнейшим инструментом инвестиционной политики Новосибирской области является развитие индустриальных и технологических парковых зон. В области уже реализуются два парковых проекта: это Промышленно - логистичекий парк в районе аэропорта "Толмачево" и Технопарк Новосибирского Академгородка. В 2011 году началось создание Биотехнопарка в наукограде Кольцово. Реализация проектов на территории индустриальных или технологических парков создает для инвесторов много преимуществ. Например, многократно сокращается продолжительность процедур предоставления земельных участков и подключения к инфраструктуре; снижаются затраты на создание инженерных сетей, поскольку они делаются централизовано для всего пула инвесторов и издержки распределяются пропорционально; в парковой зоне обеспечивается высокая концентрация сервисных услуг - технологических, логистических, консалтинговых и т.д. Промышленно-логистический парк является самым масштабным инвестиционным проектом в области. Для его реализации администрация региона выделила участок площадью 2 тыс. га. Комплексное развитие территории за счет ее обустройства по единому плану объектами инженерной, дорожно-транспортной и общественно-деловой инфраструктуры создаст благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленного производства и логистики.

Самарская область
Об инвестиционных успехах Самарской области, создании благоприятных условий для ведения бизнеса, а также возможности формирования технопарков и особой экомической зоны "Тольятти" на территории региона рассказывает Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев. За инвесторов в мире идет настоящая борьба. Понятно, что выбирая регион для развития своего бизнеса, компании обращают внимание на готовность местных властей оказывать им информационную и организационную поддержку. Наши специалисты организуют презентацию инвестиционных проектов в Правительстве Самарской области, оказывают инвесторам помощь по взаимодействию и оперативному решению вопросов с областными, федеральными и муниципальными структурами, в получении всей необходимой для организации бизнес информации. Также мы помогаем подобрать инвестиционную площадку. Без преувеличения скажу, что все это существенно упрощает процедуру вхождения инвесторов в Самарскую область, сокращает время на организацию бизнеса и транзакционные издержки. Сегодня во всем мире популярны технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, которые эксперты называют точками экономического роста.
В Самарской области начата реализация двух крупных проектов - по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа в муниципальном районе Ставропольский и технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти. Данные проекты поддержаны на федеральном уровне и предусматривают со финансирование из федерального бюджета. В рамках реализации проекта будут организованы производства высокотехнологичных продуктов, востребованных не только на российском, но и внешнем рынках. Готовая инфраструктура, налоговые преференции, а также административная поддержка, в частности, принцип "одного окна", возможность сократить издержки на логистику, приблизив производство к рынкам сбыта, являются весьма привлекательными для потенциальных инвесторов и позволят значительно увеличить приток инвестиций в регион. К настоящему времени общий объем предполагаемых инвестиций первых 10 потенциальных резидентов ОЭЗ составляет около 38 млрд. рублей, а число вновь создаваемых рабочих мест - более 11 тысяч. В свою очередь, технопарк в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти будет являться предпринимательским инновационным центром, включающим в себя всю необходимую для поддержки и развития инновационной деятельности инфраструктуру. Согласно разработанному плану реализации проекта все базовые объекты технопарка планируется построить до конца 2012 года. Кроме того, разработан проект областной целевой программы "Развитие технопарка "Самара" на 2012-2020 годы на территории областного центра. Реализация программы позволит создать материально-техническую базу для функционирования 150 новых инновационных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение наукоемкой продукции и высоких технологий, а также эффективную систему поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов.

Нижегородская область
Нижегородская область занимает ведущие позиции среди инвестиционно привлекательных регионов России. Эксперты справедливо называют этот регион одним из наиболее экономически развитых субъектов Федерации, с эффективным региональным законодательством, стимулирующим и защищающим инвесторов. С приходом новой управленческой команды в 2005 г. в Нижегородской области начата реализация активной инвестиционной политики, благодаря которой в регионе создан один из самых благоприятных в России инвестиционных климатов. В основу положен уникальный административный механизм сопровождения инвестиционных проектов, нацеленный на минимизацию бюрократической нагрузки на бизнес и предоставление разнообразных форм государственной поддержки. Аналитики отмечают, что активное деловое взаимодействие инвестора и администрации является определяющим для развития любого региона. По словам Андрея Горбунова, признание инвесторов и федеральной власти теперь определяется не столько природными богатствами или масштабами экономической базы регионов, сколько умением региональных администраций решать насущные проблемы населения и бизнеса, добиваться реальных результатов в диверсификации экономики.
В отличие от многих регионов Росси, в Нижегородской области для работы с инвесторами создано отдельное Министерство инвестиционной политики. Это повышает статус и качество взаимодействия с инвесторами. Кроме того, Нижегородская область является первым российским регионом, где была внедрена  система "одного окна", а инвестиционное законодательство признано экспертами одним из самых эффективных в России. С целью установления приоритетных условий работы для резидентов технопарка в регионе был принят закон о государственной поддержке технопарков. Данный закон призван конкретизировать одну из форм инновационной и инвестиционной деятельности, которой признаются технопарки. В законе прописан порядок и условия присвоения статуса технопарка, его основные задачи, а также правовые основы государственной поддержки технопарков в Нижегородской области.

Красноярский край
Несмотря на то, что экономика Красноярского края основана на сырьевой составляющей, регион собирается активно развивать инновационный кластер. Подтверждением этого является тот факт, что край, согласно  рейтингу Ассоциации инновационных регионов России, по уровню развития инновационной среды с 20-го места попал в тройку лидеров. Министр инвестиций и инноваций Красноярского края рассказал о создании благоприятной инвестиционной среды, а также об инновационном развитии региона. Год назад Красноярский край был на 20 месте среди регионов России по уровню развития инновационной среды, а теперь, в соответствии с рейтингом Ассоциации инновационных регионов России, вошел в тройку лидеров. И это при условии, что экономика региона основана на сырьевой составляющей. За счет чего удалось совершить этот инновационный скачок? Да, за год мы существенно "подтянули" свои инновационные позиции. За инновациями - будущее, в том числе и Красноярского края, поэтому инновационная деятельность является одним из приоритетных направлений регионального развития. В 2011 году была принята "Стратегия развития инновационной деятельности в Красноярском крае до 2020 года". А также был принят краевой закон "Об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности в Красноярском крае", который регламентирует деятельность всех субъектов, задействованных в процессе инновационного развития. В крае функционирует краевой инновационный бизнес-инкубатор. Здесь поддерживаются малые предприятия, реализующие на территории края инновационные проекты. Предприятиям предоставляются офисные, лабораторные или производственные помещения, в том числе уникальное оборудование центра прототипирования. Ведется активная работа по проектированию объектов Красноярского технопарка, а также по софинансированию объектов технопарка в рамках федеральной программы "Создание технопарков в сфере высоких технологий". Стоимость проекта ориентировочно составит более 2,5 млрд.руб. Планируется, что к 2015 г. на площади более 50 тыс. "квадратов" будет создано около 70 высокотехнологичных бизнесов с годовым оборотом не менее 9 млрд. руб. Совместно с Роскосмосом и Росатомом создается промышленный парк в Железногорске. Здесь будут сосредоточены производственные и офисные площади, пригодные и доступные для малого бизнеса, будут созданы научно-производственные площадки для отработки новых конкурентоспособных продуктов и технологий, а также для внедрения их на российский и международный рынки. На проектирование объектов промпарка из краевого бюджета выделено 198 млн.руб., а общий объем инвестиций составит более 5 млрд.руб. Кроме того, ведется совместная работа с Российской венчурной компанией по докапитализации краевого венчурного фонда. Планируется, что к концу 2012 г. объем фонда составит более 440 млн. руб., что позволит финансировать коммерчески более выгодные инновационные проекты. Так что, это, действительно, инновационный скачок.


Ханты-Мансийский автономный округ
По оценке Министерства регионального развития, по результатам 2011 года Ханты-Мансийский автономный округ занял 5 место среди инвестиционно привлекательных регионов России. Высокие оценки Югра получила заслуженно, однако эксперты утверждают: чтобы сохранить уровень инвестиций на прежнем уровне, нужно диверсифицировать экономику нефтяного гиганта и развивать другие сегменты рынка. Как местные власти собираются развивать экономику и привлекать инвесторов в Ханты-Мансийский автономный округ, если нефть закончится. Об этом рассказал директор АУ "Региональный центр инвестиций" Сергей Черняев. Ханты-Мансийский автономный округ совершенствует государственное регулирование в инновационной сфере, развивает важнейшие прикладные исследования и разработки, формирует региональную инновационную систему, выходит на международное сотрудничество. Ключевым институтом развития инновационной инфраструктуры Югры является технопарк высоких технологий. Его цель - содействие развитию малого и среднего предпринимательства в регионе в области инновационной деятельности. В 2009 - 2011 гг. в технопарке разместились 59 резидентов - малых инновационных компаний. Сейчас здесь активно создается технологическая инфраструктура, в состав которой входят сертификационно - аналитический центр, полигон для проведения испытаний новой техники и технологий в сфере топливно-энергетического комплекса. На базе технопарка создан и функционирует сетевой центр коллективного пользования с уникальным научным оборудованием, который представляет собой электронную систему доступа малых инновационных компаний к научному и технологическому оборудованию. Технопарк Югры, являясь членом Международной ассоциации бизнес - инкубирования UKBI, активно сотрудничая с Фондом Бортника, Высшей школой экономики, Академией наук Украины, продвигает свои инновационные компании на российском и международном рынках. В перспективе технопарк планирует значительно расширить инновационную инфраструктуру Югры и сформировать на своей базе индустриальных парк. Он будет направлен на организацию благоприятных условий для развития промышленного производства за счет оптимизации сопутствующих инновационной сфер деятельности.

Создание комфортной среды проживания как основа для устойчивого развития технопарков
Особое внимание в технопарке уделяется созданию комфортной среды проживания - для сотрудников и гостей должны быть построены и функционировать гостиница, кафе, центр здоровья, возведен крытый бассейн. Большое внимание следует уделить зоне отдыха с возможными прогулочными зонами отдыха у воды (озеро, река). Детские площадки и игровые зоны также не маловажны.
           Создание рабочих мест – это вторая по важности задача после инфраструктуры, считает Андрей Боков – Президент союза архитекторов России. Порядка 70% жителей любого города занято в стандартных или близких к стандартным сферах. Это продавцы, водители, медсестры, охранники, разнорабочие и т.д. Для таких людей достаточно 2-3-х вариантов трудоустройства, что несложно обеспечить даже в небольшом поселении. Меньшая часть жителей ориентирована на, действительно, уникальные рабочие места, и этой категории граждан страны должна быть предоставлена возможность выбора арендного жилья там, где есть работа, соответствующая их запросам. Классные специалисты, которые работают в Силиконовой долине, в Apples или Google, в крупных исследовательских центрах мира, живут там же. Если меняется конъюнктура, появляются более интересные предложения, они переезжают на новое место и без труда находят себе жилье. К сожалению, в России подобная практика ограничена крайней неразвитостью жилищного рынка. У нас в категории «доступных» существует практически один тип дома – многоквартирный, и один тип жилья – квартира в собственности, а должно быть множество типов, чтобы была широкая линейка – разного по стоимости, по площади, по планировочным решениям, по типу собственности. Арендное жилье – сегмент рынка, в котором заключен гигантский экономический потенциал, а у нас оно представлено практически исключительно нелегальным наймом. Необходимо создавать разные типы качественного социального жилья: с медицинским компонентом – для пожилых, престарелых, инвалидов, жилье, ориентированное на неполные семьи, на холостяков, студентов, молодых рабочих, служащих и т.д. Очень актуальное направление – это жилье для социального старта, для тех, кто начинает свою самостоятельную жизнь. Огромный опыт по созданию такого жилья был нами накоплен в 20 – е годы прошлого века, когда проектировались дома-коммуны. Пусть это ячейки по 15 – 18 квадратных метров – с душем, туалетом, маленькой кухней, обеспечивающей человеку его личное пространство, с которого он может успешно входить в большую жизнь.

1.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 03/23 март 2012); стр. 40, Регион в фокусе: Хантымансийский автономный округ;
2.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 03/23 март 2012); стр. 62, Бизнес-инкубаторы в России: наступают и выигрывают?
3.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 02/22 февраль 2012); стр. 38, Регион в фокусе: Красноярский край;
4.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 02/22 февраль 2012); стр. 72, Трансформация городов: глобальные тренды;
5.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 10/18 октябрь 2011); стр. 26, Регион в фокусе: Новосибирская область;
6.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 10/18 октябрь 2011); стр. 48, Как повысить инвестиционную привлекательность регионов?
7.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 10/18 октябрь 2011); стр. 52, Жилище 2020;
8.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 11/19 ноябрь 2011); стр. 38, Регион в фокусе: Свердловская область;
9.            Саморегулирование и бизнес (выпуск 03/11 март 2011); стр. 26, Драйверы роста;
10.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 06/14 июнь 2011); стр. 50, Регион в фокусе: Инвесторы выбирают Ленобласть;
11.         
12.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 12/20 декабрь 2011); стр. 4, Присоединяйтесь, если сможете;
13.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 12/20 декабрь 2011); стр. 38, Регион в фокусе: Тюменская область;
14.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 12/20 декабрь 2011); стр. 70, Задача - выйти на целевые показатели;
15.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 01/21 январь 2012); стр. 34, Регион в фокусе: Пермский край;
16.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 01/21 январь 2012); стр. 54, От градостроительства к градостроительству путь тернист;
17.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 09/17 сентябрь 2011); стр. 4, Одноэтажная Россия;
18.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 09/17 сентябрь 2011); стр. 22, Спасение регионов - дело глав самих регионов;
19.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 09/17 сентябрь 2011); стр. 30, Евразийская перспектива;
20.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 09/17 сентябрь 2011); стр. 38, Регион в фокусе: Самарская область;
21.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 09/17 сентябрь 2011); стр. 68, КОТ нам строить и жить помогает;
22.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 07/15 июль 2011); стр. 44, Регион в фокусе: Нижегородская область;
23.          Саморегулирование и бизнес (выпуск 07/15 июль 2011); стр. 58, Технопарк "Система-Саров": инновации в действии;
24.          Технологии строительства (выпуск 5/88/2012) интервью Андрея Бокова – Президента Союза Архитекторов России; стр. 8, Малый город как основа «Большой России».